консонанс

  • 81Септима — седьмая ступень диатонической гаммы, называемая вводным тоном, а также интервал, заключающий в себе семь ступеней диатонической гаммы. С. большая состоит из пяти тонов и полутона, С. малая из четырех тонов и двух полутонов. Вследствие повышения… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 82Созвучие — или консонанс (см.) С. в приме при равном числе колебаний сопровождается особенным явлением, коль скоро это равенство будет несколько нарушено. Так, если из двух камертонов один делает 128 колеб., а другой 127 или 129 колебаний в секунду, то С.… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 83диссона́нс — а, м. 1. муз. Негармоническое сочетание звуков; противоп. консонанс. 2. перен. Разлад, несогласованность, противоречие с чем л.; то, что вносит разлад, резко не соответствует чему л. Несмотря на явный диссонанс с общим тоном петербургской жизни,… …

    Малый академический словарь

  • 84Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance) — Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность… …

    Психологическая энциклопедия

  • 85Атональная музыка —         (от греч. a отрицательная частица и tonos тон) муз. произведения, написанные вне логики ладовых и гармонич. связей, организующих язык тональной музыки (см. Лад, Тональность). Осн. принцип А. м. полное равноправие всех тонов, отсутствие… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 86Аффектов теория —         (от лат. affectus душевное волнение, страсть) музыкально эстетич. концепция, получившая широкое распространение в 18 в.; согласно этой теории, главным (или даже единственным) содержанием музыки является выражение, или изображение ,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 87Веркмейстер А. —         (Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) нем. муз. теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца Иоганна Кристиана В. (в 1658 60) и Виктора В. (в 1662 64). С 1664… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 88Вспомогательный звук —         звук между аккордовым звуком и его повторением, расположенный на секунду выше или ниже аккордового. Применяется в основном на слабой доле такта. Нижний В. з. чаще всего отстоит от соответствующего аккордового звука на диатоническую или… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 89Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 90Литовская музыка —         Литов. нар. музыка самобытна по своему мелодическому, ладовому, метроритмическому строению, в то же время родственна латыш., белорус., укр. фольклору. Литов. песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 91Разрешение —         спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу, от ладо гармонич. функциональной неустойчивости (D, S) к устойчивости (Т), от неаккордового звука к аккордовому, а также сам такой переход. Последование состояний напряжения и… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 92Тетрахорд —         (греч. tetraxordon, букв. четырёхструнник, от tetra, в сложных словах четыре и xordn струна) четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g а h с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 93Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 94Трезвучие —         (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord).         1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 95Франко К. —         Кёльнский (Franco de Colonia) (ок. 1250 80) нем. муз. теоретик, оказавший значит. влияние на развитие европ. муз. нотации. Имеющиеся о нём сведения противоречивы. Важнейшие источники кон. 13 нач. 14 вв.: трактаты Анонима IV (Coussemaker,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 96Атональная музыка — «Музыкальные произведения, написанные вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки. Основной принцип А. м. полное равноправие всех тонов, отсутствие какого либо объединяющего их ладового центра и тяготений между… …

    Энциклопедия культурологии